Новокузнецкое предприятие было основано 17 августа 1952 года путем слияния нескольких ведомственных авиаколлективов.   Местом базировки выбрали аэродром Абагур. От министерства геологии было принято 10 самолетов По-2.
 
Самолет По-2 ( Эксплуатировался с 1952 по 1958 год)
Первые пилоты самолета По-2:  Михаил Муравьев, Михаил Иванов, Виктор Палтусов, Алексей Любимов, Петр Палеха, Юрий Смельский, Александр Туманов, Александр Рогачев, Алексей Макаров, Михаил Коробков,  Алексей  Петренко, Анатолий Молчанов.
Первые авиатехники: Константин Ежов, Петр Кудашев, Антон Пигарев, Виктор Кочергин, Семен Лищенко, Иван Дотолев, Владимир Чубенко, Герасим Артемов, Николай Кузнецов, Василий Поломощнов, Анатолий Сокол, Виктор Павлович Белозеров, Вениамин Тушмаков, Дмитрий Титов.
Радисты: Михаил Путилов, Иван Белкин.
 
Самолет Ан-2 (с 1953  по 1989 год)
В января 1953г. получены первые  2 самолета этого типа.
Первыми командирами самолета Ан-2 были Виктор Палтусов, Михаил Иванов, Алексей Петренко, самолет обслуживали авиатехники Виктор Кочергин, Владимир Чубенко, Виктор Павлович Белозеров.
В числе первых летчиков- Драчев Николай Иванович, Селиванов В.А. , первых авиатехников - Поваринцев Семен Иванович, Пантелеев Иван Николаевич, Федоренко Николай Васильевич, авиамехаников- Валишевский Константин Дмитриевич, Баранов Николай Абрамович.
 
Самолет Як-12 (с 1955 по 1964 год)
Для  пилотов, работавших на По-2,  это был прекрасный подарок. Самолет имел мощный двигатель 260 лошадиных сил, тормоза, радиостанцию, комфортабельную кабину. Первый самолет Як-12 перегнали из Ленинграда командир авиаэскадрильи А.С. Мишаков и авиатехник В.П. Белозеров.
В 1955 году были выполнены первые полеты по перевозке пассажиров в  Новосибирск (аэропорт Северный).
 
Вертолет Ми-4 (с 1956 по 1982 год)
На переучивание на этот тип воздушного судна были направлены пилоты Валентин Николаевич Шишкин, Владимир Барановский, авиатехник Николай Киселев, Михаил Сивов. Это был первый экипаж вертолета Ми-4. Использовался на авиационно-химических  работах. Позднее предприятие  насчитывало  20  вертолетов Ми-4.
 
Вертолет Ми-1 ( с  1957 по 1982 год)
Начало эксплуатации вертолетов положило начало массовому переучиванию летного состава на эти типы воздушных судов. В 1961 году организована отдельная вертолетная авиаэскадрилья (командир Валентин Николаевич Шишкин) Выполняли химические работы, срочные санитарные задания в труднодоступные горные  районы области, аэромагнитную съемку.
 
Вертолет Ми-8  (с 1967 года  по настоящее время)
Первый вертолет Ми-8 получен 22.05.1967. Этот тип ВС эксплуатируется по настоящее время.
Первый экипаж: командир Шишкин Валентин Николаевич, второй пилот Зорин Анатолий Васильевич, бортмеханик Солодовник Василий Иванович. К обслуживанию Ми-8 были допущены авиатехники Моисей Петрович Фомкин, Беляев Виктор Вениаминович, Кононов А.А., Царкозенко Петр Кириллович.
 
Вертолет Ми-2 (с 1967 по 2002 год)
Летом 1967 года по железной дороге в контейнере  в предприятие доставлен первый вертолет Ми-2. После приведения вертолета в летную годность, он был облетан летчиком из Западно-Сибирского управления гражданской авиации. В облете принимал участие Виталий Андреевич Татаринов, около 20 лет возглавлявший авиационно-техническую базу предприятия. 
В  1960-70 гг. в Новокузнецкое предприятие прибыло большое количество специалистов как летного, так и инженерно-технического состава. Многие авиатехники были переучены в бортмеханики и  долгое время трудились в предприятии. Это Геннадий Николаевич Галкин, Петр Кириллович Царкозенко, Сергей Александрович Фетисов,   Владимир Петрович Белоусов. Первыми инженерами, имеющими высшее образование, были Ерофеев Михаил Георгиевич, Антоненко Юрий  Борисович, Кузнецов Павел Яковлевич, Алексеев Виктор Александрович,  Чураков Иосиф Сидорович и др.  
Окончание строительства аэропорта и развитие авиапредприятия требовало выхода  авиапредприятия на союзные линии для увеличения перевозок пассажиров и груза.
 
Самолет Ан-24 (с 1971 по 1998г.)
 В1971 году началось массовое переучивание летного состава на самолет Ан-24.
Первые экипажи Ан-24 были приглашены из других авиапредприятий. Это командир Юрий Воробьев, 2 пилот Яков Песчанский, штурман  Григорий Бычков, бортмеханик Владимир Сизых. 
Второй экипаж–командир Альфред Иванищев, 2 пилот Юрий Пышков, штурман Виталий Басманов, бортмеханик Геннадий Лях. В числе  первых были  Николай Антонов, Геннадий Казанцев, Николай Драчев.
Из авиатехников на должность бортмехаников Ан-24 были подготовлены Владимир Плюснин, Виктор Копылов, Ким Калинин, Валентин  Шушков, Чернышев.
В 1973 предприятие насчитывало  уже 6 самолетов Ан-24, из которых была сформирована отдельная   авиаэскадрилья Ан-24. Командиром  авиаэскадрильи назначен Иванищев Альфред Николаевич.
На  самолетах  Ан-24 осуществлялись полеты  по перевозке пассажиров в Новосибирск,  Кемерово, Томск,  Колпашево, Нижневартовск, Сургут, Омск, Свердловск, Челябинск, Братск, Иркутск, Красноярск, Абакан, Усть-Каменогорск, Балхаш, Алма-Ату, Ташкент, Караганду, Фрунзе, Павлодар, Семипалатинск.
Кроме этого в  период с 1977г. по 1978 экипажи самолетов Ан-2 выполняли полеты в европейской части России, Башкирии, Татарстане, Горьковской и Тамбовской областях, Белоруссии по выполнению химических работ (внесение  минеральных удобрений). Где бы ни работали новокузнецкие авиаторы, их труд всегда был высоко оценен.
Авиация Кузбасса выполняет большие объемы по перевозке грузов. Увеличение перевозок грузов связано с пополнением парка грузовыми самолетами Ан-26 с  дальностью полетов до 1000 км.
 
Самолет Ан-26 (с 1980 по 1998 год)
В 1980 году на Ан-26 были переучены наиболее опытные пилоты  Ан-24. Это Сибирцев Юрий Васильевич, Попов Виктор Федорович, Максимнюк Валерий Григорьевич, Добрынин Виктор Константинович, Германский Борис Георгиевич, Чемоданов Геннадий Андреевич,  бортмеханики  Шушков Валентин Вениаминович, Чернышов Владимир Иванович, Гурко Иван Борисович, опытные специалисты по техническому обслуживанию Ан-24, 26 Лесников Владимир Викторович, Ковалев Олег Сергеевич, Казаков Александр Александрович,  Вычужанин Вениамин Александрович.
Завершение строительства новой взлетно-посадочной полосы (1985г.)  положило начало выполнению регулярных полетов на самолетах Ту-154. Первые рейсы на Москву  выполняли экипажи Толмачевского объединенного авиаотряда. А работники авиационно-технической базы стали готовиться к обслуживанию самолетов Ту-154, обучали персонал, получали необходимое оборудование для обеспечения эксплуатации самолета Ту-154.
 
В 1991 году Новокузнецкое авиапредприятии получило первый самолет Ту-154 Б № 85392 с АРЗ Внуково, затем № 85259 с АРЗ Минеральные  Воды.  Началась базовая эксплуатация самолетов Ту-154.
Комплектование экипажей  происходило по двум направлениям:
Приглашение экипажей из других авиапредприятий (первые командиры Ту-154- Иванов Анатолий Дмитриевич, Ендрехинский А.П., Шереметьев Ю.В., Горбатенко Александр Михайлович, Чураков Юрий Александрович, Костюк Александр Ярославович, Белашов В.И., бортинженеры   Лебедко А.И., Ведерников А.И.)
Формирование  экипажей из числа новокузнецких летчиков (Попков Виктор Павлович,  Левашов Виталий Николаевич, Чабан Евгений Александрович, Вяль Михаил Иванович,  Федоров Сергей  Львович,  Анисин Вадим Викторович, инструкторы: штурман  Александр Иванович Климко, бортинженер  Манахов Юрий Акимович, Седов Виктор Григорьевич, Борисов Анатолий Васильевич)
Стали выполняться рейсы в аэропорт  Домодедово, Мин. Воды,  Владивосток, Улан-Удэ,  Иркутск, Краснодар, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Сочи, Анапа, Уфа, Симферополь
 
В 1992 году предприятие получает 3 новых самолета Ту-154 М № 85747, № 85749, № 85758. Получение самолетов открыло возможность для подготовки к выполнению международных рейсов. Началась работа по подготовке, приобретению необходимой документации, обучению экипажей в Академии гражданской авиации,
Стали выполняться чартерные рейсы по перевозке туристов (Болгария, Греция, Испания, Югославия, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея, Таиланд, Египет, и др.   государства.
Самолеты Ту-154 эксплуатировались в предприятии до 2008 года.